Годы жизни: 1910-1961 года
Страна: США
Основная информация:
Ээро Сааринен — один из крупнейших архитекторов США послевоенного времени. В ранних работах Сааринена прослеживается приверженность к строгому рационализму, в дальнейшем архитектор перешел к поискам символической выразительности архитектурной формы, ее утонченной индивидуализации и романтической экспрессии. Постоянно экспериментируя, Ээро Сааринен не выдвинул собственного устойчивого творческого метода, но его поиски символической образности оказали значительное влияние на развитие архитектуры США 1960-х г.г.
Биография
Ээро Сааринен родился 20 августа 1910 года в Киркконумми, в Финляндии. Его отцом был знаменитый финский архитектор Элиель Сааринен. В 1923 году семья Сааринена переехала в США, и, фактически, формирование творческой индивидуальности Ээро происходило в этой стране.
Уже с юных лет отец привлекал Эро Сааринена к проектированию. Его мать была скульптором, и в душе мальчика с детства шла борьба между влечениями к архитектуре и к скульптуре. Он решает стать скульптором и в 1929 году едет учиться в Париж. Через год Ээро меняет решение, возвращается в США и поступает на архитектурный факультет Йельского университета. Однако увлечение скульптурой оказало в дальнейшем значительное влияние на подход Сааринена к вопросам формообразования. В 1934 году, после окончания университета, Сааринен на два года уезжает в Европу, где знакомится с новейшими архитектурными направлениями. Воспитанный на эклектической архитектуре США, на фоне которой творческие принципы его отца казались вершиной новаторства, Сааринен открывает для себя в европейской архитектуре новые пути. В США он возвращается убежденным сторонником функционализма, который во второй половине 1930-х годов начинает постепенно все больше влиять на американскую архитектуру.
Однако, работая в мастерской отца, Ээро Сааринен был вынужден учитывать общую творческую направленность выходящих из мастерской проектов. Все, созданные им совместно с отцом, произведения несут на себе отпечаток творческого кредо Сааринена-старшего. Очевидно, молодой Сааринен сознательно подавлял свои симпатии к новейшей архитектуре, что было вызвано большим уважением к творческой последовательности Элиела Сааринена, который до последних лет своей жизни оставался верен традициям финской архитектуры начала XX века.
После смерти отца в 1950 году Ээро Сааринен резко меняет направленность работы архитектурной мастерской, не останавливаясь перед коренным изменением уже находившихся в стадии завершения проектов. Первой крупной работой, принесшей Сааринену широкую известность, был ансамбль зданий технического центра фирмы «Дженерал-моторс» в Уоррене, штат Мичиган (1951-1955). Этот комплекс был назван в архитектурной печати «промышленным Версалем».
Затем Ээро Сааринен строит аудиторию Массачусетсского технологического института (1955), где оболочка в форме одной восьмой шара, опирающаяся на три точки, применена явно в формальных целях, так как внутри это сооружение не представляет собой единого пространства (как это можно предположить по его внешнему облику), а разделено на два этажа с несколькими помещениями. Несмотря на признание его ранних работ, Ээро Сааринен во второй половине 1950-х годов резко изменяет направление своего творчества, стремясь к усилению пластической выразительности форм и утверждению собственно эстетических ценностей архитектуры. В начале своей деятельности Сааринен находился под влиянием Миса ван дер Роэ. В его ранних работах можно увидеть оригинальное воплощение идей универсального пространства, призывов к анонимной архитектуре. Однако наиболее существенный вклад Сааринена в теорию архитектуры был связан с дальнейшей разработкой принципов «органичной архитектуры», последним крупным представителем которой был Ф.Л. Райт. Сааринен исходил из идеи, что развитие архитектурной композиции можно уподобить развитию биологического организма на основе заложенного в нем генетического кода. Следуя этому принципу, Ээро Сааринен создает здания аэровокзала им. Дж. Кеннеди в Нью-Йорке (1956-1962), аэропорта им. Даллеса в Вашингтоне (1958-1962) и крытого хоккейного стадиона Йельского университета (1958). Своим пренебрежением к последовательности, утверждения в каждой новой постройке собственной манеры, Сааринен как бы демонстрирует широту стилистического диапазона сформулированного им принципа формообразования. Ярко эти тенденции проявились в его проекте аэровокзала в Нью-Йорке, построенного уже после смерти автора. Здесь сложное сочетание сводов и пластические формы криволинейных железобетонных опор использованы для придания облику здания экспрессионистической выразительности, для создания образа «взлетающей птицы».
Во второй половине 1950-х годов Ээро Сааринен становится лидером нового направления американской архитектуры. Излагая свои теоретические позиции в многочисленных статьях и выступлениях, Сааринен привлекает широкий круг архитектурных проблем. Особое значение он придает эмоциональной и психологической функции архитектуры, а также возможностям использования традиционных форм — проблемам, недальновидно отвергнутым сторонниками ортодоксального функционализма. Он отдал дань своеобразному «неоакадемизму» в зданиях американских посольств в Лондоне и Осло. Жилой комплекс Йельского университета (1962) — пример оригинального творческого прочтения готики. В одном из своих последних проектов, также осуществленном уже после его смерти (1963), — аэровокзале в Вашингтоне — Сааринен более органично и оправданно применяет криволинейное покрытие.
В 1960-е годы в архитектуре все более заметной становится тенденция в строительстве деловых зданий отказаться от легких стеклянных призм в духе «школы Миса» и перейти к более устойчивым, по отношению к колебаниям моды, формам. Сказывается здесь и стремление придать этим сооружениям более солидный облик, используя для этого испытанные вечные материалы. Такие отдельные, еще только намечавшиеся на рубеже 1950-х и 1960х годов новые черты архитектуры делового здания были, в концентрированном виде и с большим художественным мастерством, воплощены Ээро Саариненом в последнем проекте для компании «Колумбия Бродкастинг» в Нью-Йорке.
С этим произведением архитектора повторилась история, характерная и для многих других его работ. Проект был весьма прохладно встречен критикой, однако после завершения строительства, этот гранитный исполин получил большой приз Американского архитектурного института в 1966 году, как «здание, отличающееся чистотой форм, простотой и строгостью», в облике которого «сочетается сила с элегантностью». Простота внешней формы этого произведения свидетельствует о разнообразии творческих поисков Сааринена. И все же, оценивая его последние работы, необходимо выделить стремление архитектора не к геометрической простоте формы, а к ее пластичности, скульптурности; Сааринен как бы лепит форму, создавая сложные объемы и пространства.
Скончался Ээро Сааринен в 1961 году на пике своего творчества.