
Годы жизни: 1902-1981 года
Страна: США
Основная информация:
Марсель Лайош Брёйер — американский архитектор и дизайнер, последователь функционализма. Учился и работал в Баухаузе. В 1925 году Марсель Лайош Брёйер изобрел мебель из стальных трубок, которая впоследствии определила стилистику конторской мебели во всем мире. С1937 до 1941 сотрудничал с Вальтером Гропиусом. В своих работах Брёйер стремится к функциональной чёткости композиции, к ясности структуры сооружений, к компактности планов и объёмов. Постройки Марселя Лайоша Брёйера демонстрируют достижения и возможности современной архитектуры и отличаются пластической выразительностью, мастерским использованием конструктивных и художественных возможностей бетона.
Биография (по материалам БСЭ, novosibdom.ru)
Марсель Лайош Брёйер (Бройер) родился 21 мая 1902 года в венгерском Пеште. В 1920 году поступил в только что открывшийся Баухаус — Высшую школу строительства и художественного конструирования, основанную в Веймаре Вальтером Гропиусом.
Ещё будучи студентом Баухауса, он увлекался модернистскими экспериментами с дизайном мебели. По окончании Баухауса в 1924 году работал в одной из его мастерских как живописец и скульптор. Здесь Марсель Лайош Брёйер сконструировал и первый вариант знаменитого трубчатого стального стула Брёйера. Одно из самых известных его произведений — стул из металлических трубок «Василий», конструкция которого навеяна формой велосипедного руля (это произведение было посвящено Василию Кандинскому, преподававшему в те годы в Баухаусе). В настоящее время стул выпускается фирмой «Кассина». Кресла, стулья и табуреты Марселя Брёйера из плавно изогнутых стальных трубок стали «визитной карточкой» Баухауса. Эти предметы были моющимися, экономичными, в них подчёркивалась конструктивная сторона. Подобные металлические стулья проектировал и Мис ван дер Рое. Образцы трубчатой мебели Брёйера, будучи выпущенными миллионами экземпляров, давно заняли устойчивое место среди классики модернизма и надолго определили стилистику офисной мебели во всём мире.
Но не только стальная мебель принесла Марселю Лайошу Брёйеру международную известность. В истории ему принадлежит место новатора в области дизайна интерьеров. Его проекты 1930-х гг. из алюминия и древесины вдохновляли многие последующие поколения дизайнеров. С современной точки зрения его легендарные проекты интерьеров кажутся не менее важными.
Архитектурной практикой Брёйер занялся в 1928 году, открыв частную мастерскую в Берлине. В начале 1930-х гг. были завершены его крупные архитектурные работы: дом Гидеона Зигфрида в Цюрихе (1934 г.), дом Харнишмахера в Висбадене и жилой комплекс Дольтерталь в Цюрихе. Постройки Марселя Лайоша Брёйера выполнены в духе господствовавшего тогда в Баухаусе рационализма. В это же время он активно занимается дизайном мебели, проектируя её из листов фанеры.
В 1935 году Брёйер эмигрировал из нацистской Германии в Англию, а в 1937 переехал в США, где начал работать вместе с Гропиусом в Гарвардской школе архитектуры. Это сотрудничество оказало влияние на развитие следующей генерации архитекторов. Среди учеников Брёйера такие выдающиеся архитекторы, как Ф. Джонсон, П. Рудольф, И. Пей. Брёйер работал в содружестве с Гропиусом с 1937 по 1941 гг. В этот период он разработал новые варианты односемейных домов, которые сыграли заметную роль в дальнейшем развитии жилого строительства США. Характерным примером может служить дом Хаггерти в Кохассете (Массачусетс). Известность приобрёл и собственный дом Брёйера в Линкольне (1939 г.).
В 1946 г., покинув Гарвард, Марсель Лайош Брёйер начал самостоятельную деятельность в Нью-Йорке. В 1953 году он получил первый крупный заказ на проектирование комплекса ЮНЕСКО в Париже. В 1950-е и 1960-е гг. он занимался исследованием конструктивных и пластических возможностей железобетона. Важнейшие работы этих лет — аббатство Сент-Джон в Колледжвиле (Миннесота), исследовательский центр (IBM) в Ла-Год (Франция), дом Кёрфера в Швейцарии и, наконец, музей Уитни в Нью-Йорке. Эти здания демонстрируют достижения и возможности современной архитектуры и отличаются пластической выразительностью, мастерским использованием конструктивных и художественных возможностей бетона.
Марсель Лайош Брёйер скончался 1 июля 1981 года в Нью-Йорке.