Якопо (Тати) Сансовино

Годы жизни: 1486-1570 года
Страна: Италия

Основная информация

Якопо Сансовино был известен при жизни, прежде всего, как скульптор. Одна из главных задач, которую Сансовино решал в скульптуре, заключалась в том, чтобы сделать пластическую форму восприимчивой к световым эффектам по аналогии с венецианской живописью. Он достигал поставленной цели путем увеличения отражающих свет поверхностей. Однако именно архитектурная деятельность Якопо Сансовино, во многом определившая последующее развитие венецианской архитектуры, явилась основой его посмертной славы. Сансовино внес огромный вклад в архитектуру Венеции. Под его руководством были построены здание библиотеки, монетный двор, лоджетта, церкви и дворцы.

Биография

Якопо Сансовино — скульптор и архитектор. Родился 2 июля 1486 года во Флоренции, урожденный Якопо Татти. Во Флоренции учился у Андреа Сансовино, чью фамилию он впоследствии взял. Получив широкую известность в среде флорентийских художников, Якопо, к величайшему своему удовлетворению, был приглашен в Рим Джулиано да Сангалло, архитектором папы Юлия II. Вместе с ним он в 1505-1506 годах впервые отправился в древний город. Здесь Сансовино изучал памятники древности, реставрировал античную скульптуру. Браманте, отметив талант Якопо, взял его под свое покровительство.

В начале XVI века Якопо Сансовино работал скульптором и реставратором статуй в Риме, этому же периоду принадлежат и первые архитектурные работы, в том числе проектирование церкви Сан-Джованни де Фьорентини.

В 1527 году Сансовино был вынужден бежать из разграбленного Рима. По пути во Францию он остановился в Венеции, где получил подряд на восстановление главного купола базилики Сан-Марко. В 1529 году Сансовино, назначенный главным архитектором Республики, совершает служебные поездки по владениям Венеции (заезжает и во Флоренцию), живет в окружении учеников и друзей, среди которых Тициан и Аретино. Сансовино построил в Венеции ряд замечательных сооружений: палаццо Корнер делла Ка-Гранде (1532), выделяющееся среди предшествующих дворцовых сооружений особенно торжественным масштабным строем, великолепную Библиотеку Сан-Марко (начата в 1536 году), строгое здание Монетного двора (1537-1545), Лоджетту (1537-1540), расположенную у подножия кампанилы Сан-Марко и напротив входа во Дворец дожей, характерную для исконной венецианской любви к декору.

Якопо Сансовино придал монументальный характер старому торговому центру Венеции в районе моста Риальто, построив большое торгово-административное здание, известное под названием Фаббрикке Нуове. Но особое значение для формирования архитектурного облика Венеции имели градостроительные работы Сансовино по застройке общественного центра города.

К Пьяцца ди Сан-Марко со стороны лагуны примыкает небольшая площадь Пьяццетта ди Сан-Марко (обычно ее называют просто «Пьяццетта»), много раз воспетая писателями и поэтами, запечатленная на полотнах известнейшими художниками. Ее обрамляют здания Дворца дожей и библиотеки — самого прославленного творения Сансовино, которое удостоилось многих восторженных похвал современников и потомков. В честь ее создателя библиотеку часто называют Либрерия Сансовиниана. Зодчий прекрасно почувствовал дух Венеции. Именно потому смог он так смело поставить ренессансное здание библиотеки напротив совершенно иного по стилю Дворца дожей. Фасады библиотеки целиком выдержаны в стиле архитектуры Возрождения, в строгих пропорциях, уравновешенности масс, гармоничном ритме форм и элементах декора. Они образованы двумя рядами аркад со стройными колоннами. Невысокая изящная балюстрада опоясывает фасады, четко разделяя ярусы аркад. Углы здания акцентированы пилястрами и наверху — обелисками. Лепной фриз и легкий ажурный парапет, украшенный статуями, венчают все строение, делая его по-венециански нарядным.

В декабре 1545 года после катастрофы на строительстве библиотеки, когда обрушились своды перекрытий, Сансовино был уволен с государственной службы, но в 1547 году его реабилитировали и восстановили в должности.

Рядом с библиотекой, со стороны набережной, возвышается построенный Сансовино Монетный двор — Ла Дзекка. На противоположной стороне канала отражается в воде ряд дворцов. Среди них — палаццо Корнер, построенное Сансовино в тридцатых годах на месте сгоревшего, более древнего здания. В палаццо Корнер делла Ка-Гранде Сансовино делает шаг вперед в использовании композиционных приемов, сложившихся в процессе разработки типа итальянского ренессансного дворца, применительно к особенностям венецианского быта. Вместе с Санмикеле он находит впечатляющую монументальную форму для внешнего вида палаццо, сочетая ордерные членения, лоджии, руст и другие элементы с объемно-планировочным построением, типичным для жилища богатого венецианца.

Лоджетта у колокольни — одно из лучших творений Сансовино. Она украшена по фасаду тремя арками, изящными колоннами, статуями, рельефами и балюстрадой. В спокойном ритме форм и в строгих пропорциях Лоджетты звучит гармония архитектуры Высокого Возрождения.

В отделке удивительно красиво сочетаются различные оттенки мрамора: розоватые колонны, зеленоватые стены, желтые, обрамленные белым, ниши. В скульптурном фризе помещены рельефы, изображающие аллегории Венеции и островов Кипра и Кандии. Бронзовые статуи в нишах, работы самого Сансовино, представляют Минерву, Аполлона, Меркурия и Мир, которые олицетворяют мудрость, гармонию, присущие Венецианской Республике, ее приверженность к миру.

Несмотря на различие масс, форм и стилей, монументальная колокольня и грациозная легкая Лоджетта прекрасно уживаются вместе, поскольку Лоджетта ритмом колонн перекликается с аркадой звонницы и органически входит в ансамбль окружающих площадь зданий, также украшенных аркадами и колоннами и уравновешивающих массив вырастающей из их кружева башни колокольни. В давние времена в Лоджетте размещалась стража Дворца дожей для предупреждения беспорядков во время заседаний Большого Совета.

Одна из главных задач, которую Якопо Сансовино решал в скульптуре, заключалась в том, чтобы сделать пластическую форму восприимчивой к световым эффектам по аналогии с венецианской живописью. Он достигал поставленной цели путем увеличения отражающих свет поверхностей.

В 1568 году Сансовино перестал заниматься творческой практикой.

Якопо Сансовино умер в Венеции в 1570 году. Тело его с великими почестями было похоронено в его собственной капелле в церкви Сан-Джиминьяно.

Материал © ARCHITIME.RU

Выполненные проекты Якопо (Тати) Сансовино

Новые фабрики (Fabbriche Nuove), Венеция, Италия. ( середина 1550-х гг..)
Церковь Сан-Джулиано, Венеция, Италия, с IX века, фасад Сансовино, 1553-1554, после его смерти достроен Алессандро Витториа.
Вилла Гарцони в Понтекасале, Падуя, Италия. ( конец 1540-х гг..)
Церковь Сан Мартино, Венеция, Италия, X в., перестроена по проекту Сансовино с 1546 по 1610, впоследствии многократно перестраивалась.
Лоджетта, Венеция, Италия. (начата в 1537 г.)
Фасад палаццо Долфин-Манин (Palazzo Dolfin Manin). Венеция, Италия, (начато в 1536 г.)
Библиотека Сан Марко, Венеция, Италия. (начата в 1536 г.)
Дзекка (Монетный двор), Венеция, Италия. (начат в 1536 г.)
Церковь Сан-Францеско делла Винья, Венеция, Италия, (с 1534 г., фасад построен Андреа Палладио, 1572 г.)
Палаццо Корнер на Большом канале, Венеция, Италия, (начато в 1532 г.)
Несущая стена
Оцените автора
Блог Четыре Стены
Добавить комментарий