В 2005 году в историческом центре города Порто был построен новый концертный зал — Дом Музыки (Casa da Musica), спроектированный голландским бюро ОМА. В этом проекте архитекторам удалось переосмыслить типологию концертного зала, не отказавшись при этом от акустических преимуществ традиционной формы «обувной коробки». Дом музыки представлен как твердый, граненый объем, из которого были извлечены несколько концертных пространств привычной, прямоугольной формы. Но залы открыты друг другу и городу, они раскрывают свое содержание городу, а тот, в свою очередь, представлен публике как драматический фон для выступлений, чего не было ранее никогда.
В 2001 году Порто и Роттердам были названы культурными столицами Европы. В связи с этим важным событием было решено построить здания, которые стали бы символами культуры в этих городах. В Порто была создана специальная организация «Порто 2001», которая должна была инициировать и готовить различные городские и культурные мероприятия для города в этом году. Ею был организован закрытый конкурс на создание проекта концертного зала — Дома Музыки, который должен был располагаться в историческом центре города. В конкурсе победу одержал голландский архитектор Рем Колхас и его бюро ОМА.
Размещение Дома Музыки в историческом центре города, в непосредственной близости от деловой зоны, по мнению архитекторов ОМА, стало ключевым в разработке проекта. Благодаря такому расположению, проект реагировал не только на архитектурные и функциональные запросы, но и работал в масштабе города. Архитекторы решили не строить новый концертный зал в логике окружающей застройки, определяемой кольцевой развязкой Rotunda da Boavista и парка в ней, но создали «уединенное» сооружение с новой, более интимной площадью, связанное со старым парком и окруженное тремя городскими кварталами. Через преемственность и контраст с местом, Дом Музыки связал старый и новый Порто, стал позитивной встречей различных моделей города.
Последние сто лет, по мнению ОМА, сопровождались отчаянными попытками архитекторов спастись от тирании привычной формы концертных залов — «обувной коробки». Однако, после исследования акустических свойств существующих концертных залов ОМА пришли к выводу, что лучшие залы в мире имеют такую форму. Это поставило архитекторов перед вопросом: могут ли возникнуть изменения в традиционной типологии концертного зала? Вместо того, чтобы бороться с неизбежными акустическими преимуществами традиционной формы, Дом Музыки трансформирует типологию другим способом: он переопределяет отношения между сакральным, закрытым интерьером и внешними, общественными пространствами.
Часто культурные учреждения служат только для части населения: большинство людей знает внешнюю форму, и очень малое количество причастно к тому, что происходит внутри. ОМА спроектировали Дом Музыки по радикально иной концепции. Архитекторы переосмыслили здание концертного зала как сплошную, твердую массу, из которой были извлечены несколько концертных и публичных пространств в форме «обувных коробок». Большой зал имеет большие стеклянные окна в две противоположные стороны, что открывает его в город и предлагает сам Порто как драматический фон, декорацию для выступлений. Другие залы устроены аналогично, как последовательная серия открывающихся пространств, связанных визуально друг с другом и с городом, но изолированных от внешних шумов. Дом Музыки раскрывает свое содержание городу, а тот, в свою очередь, представлен публике изнутри, в новом виде, чего не было ранее никогда.
Главные помещения концертных залов и скомпанованы в необходимом порядке: их торцы открыты в город и друг другу. Чтобы получить финальный объем, архитекторы буквально соединили залы по граням. Аналогичный ход ОМА предпринимает в Центральной библиотеке Сиэтла и в некоторых других проектах. Вокруг «концертных обувных коробок», в пределах итоговой формы, возникли «оставшиеся пространства», такие, как фойе, ресторан, террасы, VIP комнаты, гардеробные, технические пространства, бары, административные помещения и коммуникации. Дом Музыки также содержит меньшие, более гибкие, пространства для выступлений без фиксированных сидений: десять репетиционных залов, записывающие студии, образовательные пространства. Главные залы и «оставшиеся пространства» соединены закольцованным маршрутом с помощью лестниц, лифтов и эскалаторов, что создает возможность использовать здание для одновременного проведения фестивалей и концертов.
В процессе проектирования Дома Музыки исследовались новые материалы, конструкции, новые применения традиционных португальских материалов. Так, для создания внешней бетонной оболочки толщиной 400 мм Arup и ОМА изобрели особый состав бетонной смеси. Большой зал опирается на несущие стены внутри здания, а его собственные стены толщиной 1000 мм связывают внешнюю оболочку в продольном направлении. Большой зал изолирован от внешних стен и, соответственно, от внешнего шума. В его окнах использовали волнообразные стекла, изготовленные специально для Дома Музыки. Стены в нем облицованы фанерой с укрупненным, выделенным золотым тиснением, деревянным узором. Стены VIP-зоны покрыты плиткой с изображением пасторальных сцен, а терраса на крыше имеет геометрический паттерн из черной и белой плитки. Пол в общедоступных и проходных пространствах покрыт алюминием. Дом Музыки Порто имеет чистый, гранёный экстерьер из белого бетона, внутри которого существуют привычные и даже традиционные интерьеры с очень специфическим, коллажным использованием материалов.