Адольф Лоос

Годы жизни: 1870–1933 года
Страна: Австрия

Основная информация

Адольф Лоос — известный архитектор, родом из Австрии. На протяжении всей своей жизни Лоос проповедовал идею очищения искусства – теорию пуризма. Он был ярым противником модерна и считал, что орнамент в архитектуре сродни преступлению. Лоос передвинул центр тяжести программы «современной архитектуры» в сторону материала, почти на четверть века опередив Ф.Л. Райта, обратив внимание на непрерывную связь функции и формы через материал. Его творческий путь начался в период расцвета модерна и закончился во время преобладания функционализма, программные лозунги которого едва ли были возможны без этой борьбы против украшательства, какую провел Лоос. Благодаря Лоосу во многом сформировалось мировоззрение известнейших архитекторов двадцатого века: Фрэнка Ллойда Райта, Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса, Людвига Мис ван дер Роэ.

Биография (по материалам книги: Д.К. Самин «Сто великих архитекторов»)

Адольф Лоос родился 10 декабря 1870 в городе Брюнн (теперь он называется Брно), его мать имела дворянское происхождение, а отец владел лавкой, занимающейся резкой камня.
В 1889 году он прошел службу в армии, после чего перебрался в Вену. В 1890 году Адольф начал учебу в Дрезденском Техническом институте, где стал заниматься архитектурой под руководством архитектора Вейсбаха. В 1893 году он завершает обучение и тогда же не без труда (пришлось отказаться от наследства) получает согласие матери на отъезд в Северную Америку, к родственнику, который занимался ремонтом часов.
Лоос в 1896 году возвращается в Австрию и начинает жить в Вене. В это время идет противостояние архитекторов модернистов под руководством Отто Вагнера с архитекторами-консерваторами. Лоос вступает в борьбу против обеих архитектурных общин. Адольф относился к поколению архитекторов, которые были намного моложе Вагнера. Он лучше Вагнера осознавал, как функционирует архитектура современности, хорошо усвоив опыт американского строительства. Лоос довольно рано приобрел способность понимать на практике, каким является скрытый смысл изменений в архитектурных формах. С 1903 года он стал членом местного архитектурного соообщества «Венские мастерские». Однако в их рядах главенствовало течение «декоративизм», к которому Лоос относился отрицательно, что вызвало его скорый выход из этого объединения.
До войны он занимался, в основном, интерьерами личных квартир и, в меньшей степени, деловых офисов. В 1910-ом году архитектор начинает проектировать здания и строит большой многоквартирный дом. За 35 лет Адольфом Лоосом было создано больше 50 интерьеров жилых помещений в домах, квартиры в которых сдавались в аренду. И уже в первых созданных им интерьерах он руководствовался принципом, исключающим орнаментальность, и в дальнейшем следовал ему в своих работах и аргументировано защищал в речах и статьях. Именно тогда были воплощены его следующие работы: личная квартира в Вене, квартиры Леопольда Лангера и Гуго Габерфельда.
В квартире Лангера, отличавшейся скромностью, Лоос сделал интерьер столовой. В нем он предусмотрел возможность пользоваться одним и тем же помещением по-разному, что многократно наблюдал в США. Согласно его проекту, столовая единовременно была и кабинетом, состоящим из двух связанных комнат. До самого конца 1920-х гг. Лоос разрабатывает интерьеры квартир только для тех домов, которые строятся по его личным проектам. Специальные проекты интерьеров вновь появляются в его творчестве в последние годы его жизни. Среди интерьеров, сделанных им в завершающие его творчество годы, наиболее интересны квартиры Гирша, Ганса и Бруймелей, которые были разработаны Лоосом в 1929-30-х гг. Эти квартиры находятся в городе Пльзен. Поздние его интерьеры уже сделаны в стиле рационализма. Из них исчезают детали, используемые ранее в чисто декоративных целях.
Что касается общественных интерьеров, то самым ранним таким интерьером, созданным Лоосом в 1898 году, был модный бутик мужской одежды на улице Грабен в Вене, принадлежащий Л. Гольдману. В этом проекте видны четкие членения пространства и абсолютная ясность линий, все оборудование гармонично встроено. В 1907 году Лоос создал выдающийся образец современного для того времени кафе на улице Кертнердурхганг, который назывался «Кертнер-бар». В его интерьере снова полностью отсутствует орнамент, при этом использованы дорогие отделочные материалы. С применением аналогичных материалов архитектором была создана в 1904-06 гг. вместе с Гуго Эрлихом вилла Карма, расположенная на Женевском озере.
Первый из построенных Лоосом шикарных жилых домов — хорошо известный в Вене дом миллионера Штейнера (1910 г.). Это классический пример для архитектуры начала XX века. Он построен в духе тезиса «живописно не строить», столь любимого архитектором. Проект был создан с использованием принципов строжайшей рациональности.
С 1922 года по причине разногласий с Венской общиной, Адольф Лоос перестал быть городским зодчим Вены, сняв с себя обязанности главного архитектора, и перебрался во Францию, где и жил до 1928 года, лишь иногда навещая Австрию.
Его значительная работа того времени — проект поселка на 20 вилл, находящегося на французской Ривьере (1923 год). В 1926-27 гг. им был создан проект Парижского дома, принадлежащего поэту-дадаисту Тристану Цару на улице Жюно рядом с Мулен-де-ла-Галетт. Во Франции Лоос читал в Сорбонне лекции по архитектуре, занимался организацией выставок различных проектов в Осеннем Парижском салоне. Он читал доклады в Штутгарте и Граце, и не переставал проектировать. В тот период Лоос уже обрел большой всемирный авторитет и широкую известность.
В последние пару лет жизни Лоос тяжело болел и лечился в санатории Кальксбург под Веной. 23 августа 1933 года Адольф Лоос умер. Тогда же его прах был вывезен в Вену и захоронен на Центральном городском кладбище.

Материал © ARCHITIME.RU

Выполненные проекты Адольф Лоос

Дом Мюллера, Прага, Чехия (1928 — 1930 гг.)
Несущая стена
Оцените автора
Блог Четыре Стены
Добавить комментарий