Алвар Аалто

Годы жизни: 1898-1976 года
Страна: Финляндия

Основная информация:

Алвар Аалто — выдающийся архитектор из Финляндии. Работая на рубеже XIX-XX веков, он сочетал черты двух направлений: органической архитектуры и функционализма. Аалто – самый яркий пример архитектора, который знал, как заставить стандарт служить эмоциональной стороне искусства. До сих пор его здания, которые сохранились в США и многих странах Европы, отличаются простой, но в тоже время оригинальной формой. Первым постройкам автора присущи четкие геометрические очертания. Алвар совмещал, на первый взгляд, несовместимые вещи, используя чисто природные материалы (камень, дерево) вместе с искусственно-созданными (стекло, железобетон). Архитектор также любил экспериментировать с формой, яркий пример тому — известный всем волнообразный потолок библиотеки в Выборге. При всем этом постройки Аалто всегда искусно вписываются в окружающую их среду.

Биография

Биография великого архитектора и дизайнера начинается 3 февраля 1898 года. В этот день в финском городе Куортан в семье специалиста по инженерии и геодезии появился на свет Хуго Алвар Хенрик Аалто.
Профессиональное становление будущего выдающегося архитектора началось с 1916 года, когда Алвар стал студентом Технологического института Гельсингфорс (сегодня — Хельсинки). В 1923 году Алвар Аалто заканчивает обучение и получает диплом архитектора. После выпуска из института он несколько раз переезжает, работая в разных частях Финляндии: городах Ювяскюля и Турку. В 1935 году архитектор создает свою фирму под название «Артек» в Хельсинки, которая занимается выпуском уникальных предметов для интерьера. В этом и во всех его последующих проектах ему сильно помогала его супруга Айно Марсио, тоже архитектор, с ней они поженились еще в 1924 году. Свои работы Алвар неизменно подписывал «Айно и Алвар Аалто». Айно не стало в 1949 году.
Стиль Альвара Аалто всегда был очень смелым, экспериментальным и при этом гармоничным. В своих работах он умело сочетал традиционные материалы, такие как камень, кирпич или дерево с, на тот момент, новыми: стеклом, железобетоном. Это давало очень неожиданные и смелые результаты. Однако дизайнер избегал в своих работах вычурности. При всей своей необычности, они выглядели довольно просто и лаконично. Одним из ярких примеров творчества Альвара — потолок библиотеки в Выборге. Махнув рукой на привычные всем стандарты, архитектор сделал деревянный потолок не ровным, а волнообразным.
Еще несколько характерных для Аалто работ, которые хорошо иллюстрируют чистый, но при этом очень элегантный стиль архитектора — здания редакции газеты «Турун-Саномат» в Турку (1928-1930), санаторий для лечения туберкулезных больных в Паймио (1929-1933) и муниципальной библиотеки в Вийпури (сегодня — Выборг; 1933-1935). Строгие линии, главенство пространства над его составляющими элементами — все это отлично характеризует три эти великие постройки автора.
Аалто стал в своем роде новатором, так как своим творчеством разбавил привычное финляндское зодчество. Он добавил в него авангарда, который занял свое место рядом с популярными тогда модерном и неоклассицизмом. Интересно, что начинал архитектор именно с неоклассицизма, в котором его привлекала лаконичность.
Творчество Аалто часто связывают с американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом (1867-1959), который признается создателем органической архитектуры. Противопоставляя себя функционалистам, последователи органической архитектуры видели своей задачей создавать здания из натуральных материалов. При этом для них было очень важно, чтобы постройки гармонично сочетались с окружающим ландшафтом. Алвар Аалто, взяв за основу эти принципы, создавал современные смелые здания.
Надо сказать, что Аалто никогда не любил четких рамок, а предпочитал заходить за них, находить что-то новое. Так, идеи Алвара чаще всего появлялись в виде необычных абстракций, а не четких чертежей. Только потом они приобретали более серьезную форму.
Мировую известность Алвар Аалто получил в 1937 году после проекта финского павильона на всемирной выставке в Париже, а позже в 1939-1940 годах и в Нью-Йорке.
После 40-х годов Аалто, в основном, трудится в США. Там он становится профессором Массачусетского технологического института и продолжает возводить здания также в Германии, Франции, Италии и других странах. В это время он создает такие великие постройки, как: общественный центр в Сяюнатсало (1950-1952); Педагогический институт в Ювяскюля (1952-1957); Комплекс Политехнического института в Отаниеми (1963-1966); Дворец «Финляндия» в Хельсинки (1967-1971); Целлюлозный комбинат в Суниле и прилегающий рабочий поселок (1937-1939).
В 45 лет Алвар Аалто становится главой Союза архитекторов Финляндии, а уже к 65 годам — президентом Академии Финляндии.
Скончался Аалто 11 мая 1976 в Хельсинки. Сегодня памяти архитектора посвящен один из его проектов — Художественный музей в Ювяскюле. Он, вместе с остальными постройками по всему миру, хранит память о великом архитекторе, который своим творчеством освежил европейскую культуру строительства, сделав ее более лаконичной и гармоничной.

Материал © ARCHITIME.RU

Несущая стена
Оцените автора
Блог Четыре Стены
Добавить комментарий