Марио Ботта

Годы жизни: родился в 1943 году года
Страна: Швейцария

Основная информация:

Марио Ботта — современный швейцарский архитектор. Работал в мастерских Ле Корбюзье и Луиса Кана. Творчество Ботта в основе своей остается в русле модернизма, но на него оказали сильное влияние Карло Скарпа и Луис Кан. Марио Ботта заявляет о своей приверженности историческому детерминизму — то есть его проекты являются отражением эпохи. Подчеркнутый геометризм построек Ботта сочетается с повышенным вниманием к их природному и архитектурному окружению.

Биография

Марио Ботта родился 1 апреля 1943 года в городе Мендризио, Швейцария. Приступил к профессиональным занятиям архитектурой уже в возрасте 15 лет, когда началась его трехлетняя стажировка в луганской архитектурной фирме «Карлони и Каменич». В 1969 году Ботта получил первую профессиональную степень, закончив институт IDA (Institute Universitario di Architettura) в Венеции. В студенческие годы ему довелось стажироваться у таких признанных звезд современного движения, как Ле Корбюзье и Луис Кан. Идеи этих архитекторов, наряду с наследием своего непосредственного учителя Карло Скарпа, Марио Ботта считает фундаментом своего творчества.

В 1970 году Марио Ботта основал собственный офис в Лугано. Впервые международное внимание к нему привлекли проекты нескольких необычных частных жилых домов в Швейцарии, сочетавших модернистскую эстетику и обращение к языку базовых геометрических форм, навеянные аскетичной красотой древней и вернакулярной архитектуры, образцы которой часто можно встретить в родном кантоне Ботты Тессино. Кроме внимания к вернакуляру, Марио Ботта, начиная с самых ранних проектов, отдавал должное и традициям европейской архитектурной классики, с ее принципами осевой пространственной организации и композиционной симметрии.

Постройки Марио Ботта уходят корнями к структуре древнеримского атриума, жилые помещения которого группировались вокруг внутреннего двора, открытого небу в центральной части. Здания Ботта — простые геометрические фигуры, контраст крупных масс и легких ажурных деталей, глухие кирпичные стены, прорезанные световыми щелями или внезапно разорванные стеклянными порталами, за что их часто называют бункерами-бельведерами. Для частных домов Марио Ботта характерны следующие элементы: захватывающие дух атриумы, зенитные фонари, почти лишенные дверей «перетекающие» внутренние пространства. Его работы стали одним из первых европейских манифестов новой архитектурной эпохи — эпохи постмодернизма. Неудивительно, что в последующие годы Марио Ботта не только получил известность как практикующий архитектор, но и стал играть заметную роль в мире архитектурной теории, регулярно выступая с лекциями в Европе, Азии, Северной и Латинской Америке. В 1976 году он вступил в должность приглашенного профессора в Государственном политехническом институте в Лозанне, а в 1988 году — в архитектурной школе Йельского университета, одного из самых престижных университетов США.

В ходе основания нового Швейцарско-Итальянского университета в 1996 году Марио Ботта был приглашен в качестве составителя программы для вновь созданной Академии архитектуры в Мендризио, где с октября 1996 года он руководит учебным процессом. Созданные за последние 30 лет масштабные городские проекты Марио Ботты развивают темы, найденные в его ранних жилых постройках. В первую очередь они проникнуты столь же пристальным интересом к различным аспектам историко-средового контекста — таким, как традиционная для данного региона строительная технология, особенности ландшафта, местная повседневная культура, включая ее прошлое и настоящее.

Наиболее значительными среди построенных архитектором общественных зданий являются Культурный центр Мальро в Чембери, Библиотека в Вийорбане (Франция), Банк Готтардо в Лугано, художественная галерея Ватари-Ум в Токио, Собор в Эвре (Франция), Музей Жана Тингели в Базеле, Синагога Цимбалиста и Центр еврейского наследия в Тель-Авиве, Муниципальная библиотека в Дортмунде (Германия), Центр Фридриха Дюрренматта в Невшателе (Швейцария), Музей современного искусства в Сан-Франциско. Последний больше похож на гипертрофированный дизайнерский объект, и к нему трудно применить стандартные оценки. Но внутри все очень архитектурно, функционально и продумано. Центральный световой фонарь, который снаружи смотрится как усеченный цилиндр (этот формальный прием Ботта любит и часто повторяет), снабжает 5 этажей здания, особенно галереи на верхнем этаже, светом. Остальные экспонаты музея тоже освещаются в основном верхним светом через оригинальные фонари. Интерьеры музея весьма незаурядны. «Вездесущая полосочка» применена мастерски, хотя кое-где (особенно на фасадах) звучит не просто иронично, но даже издевательски. Талант архитектора позволил сочетать парадоксальное — нарочитую неуклюжую массивность и тонкую, даже эстетскую элегантность — и все в одном здании.

Марио Ботта принимал участие в конкурсе на проект нового здания Мариинского театра. Новое здание по проекту Ботта должно было образовать пространственные связи с окружающей городской средой. Предполагалось, что обширное входное пространство под высокой кровлей будет связано с окружением с помощью остекленного пешеходного моста, ведущего в историческое здание, а также посредством взаимодействия коммерческой зоны нового театра с домами по улице Декабристов. Прозрачные стены параллелепипеда предполагалось выполнить из стекла, покрытого специальным составом: днем они улавливали бы солнечный свет и позволяли бы видеть все происходящее внутри, ночью параллелепипед превращался бы в огромный и яркий «фонарь» над городом. Проект неосуществлен.

Два широко известных проекта церковных зданий Марио Ботта, в Могно и на горе Монте-Тамаро (Тессино, Швейцария), сыграли заметную роль уже на следующем витке недавней архитектурной истории — в ходе возрождения интереса к модернизму, с которым Ботта всегда сохранял прочную связь. Часовня на горе Монте-Тамаро — одно из самых зрелищных произведений современной европейской архитектуры. Выложенный из грубо обработанного порфира, романтическое творение Ботта напоминает средневековый бастион и одновременно – римский виадук. Ботта снова использует свой срезанный цилиндр, только здесь он глухой, к нему пристроены длинный пандус и лестница. Объем выглядит будто рыцарский замок, контролирующий альпийские перевалы. Ряд прямоугольных окон-бойниц, каменные водометы и наблюдательная площадка на крыше усиливают впечатление крепости. Часовня стоит на высоте 2000 метров над долиной Лугано.

Интерьер Санта Мария дельи Анджели представляет собой настоящую романскую архитектуру, естественный свет дозирован и выхватывает из мистического мрака немногие, но значимые элементы – руки Спасителя (фрески итальянского художника Энцо Кукки), освещаемые сверху из скрытого источника в алтаре или помещенные в верхних откосах окон. Эти характерные для модернизма чистые абстрактные формы, как и прежде, сочетаются в проектах Ботты с повышенной чуткостью в отношении эмоциональных и физических потребностей человека.

Большинство проектов отмечено продуманным использованием естественного света, который пронизывает внутреннее пространство и выгодно подчеркивает пластику внешнего объема здания. С этим связаны и два наиболее характерных компонента «авторского почерка» Марио Ботты: использование зенитных фонарей, при значительной высоте потолков создающих в интерьере ощущение воздушности и простора, и лаконичная скульптурность внешнего объема, эффект которой усиливается с помощью отделки фасадов плитами двух контрастных цветов с четким членением поверхности на составляющие элементы.

Критики называли Марио Ботта бруталистом, кубистом, неорационалистом, а его стиль спартанским классицизмом. Но из всех критиков правы, видимо, те, которые называют его неклассифицируемым. Марио Ботта — это Марио Ботта и этим все сказано. Помимо архитектурных проектов, Марио Ботта известен своими работами в области дизайна мебели: в 80-х для фирмы Alias он создал элегантные стулья из металла: прозрачные, визуально легкие, они представляют собой металлический каркаc с укрепленными на нем спинкой и сиденьем: стул Quinta (1985 г.) — стальная рама на которой укреплены металлические детали с отверстиями в качестве сиденья и спинки; стул Seconda (1982 г.) — диагональная консоль, где вместо стальной трубки — алюминиевая лента, вместо плоскости спинки — вращающийся металлический валик. Жесткие графические линии стульев Quinta и Seconda в сочетании с хорошо решенной геометрической структурой показали Ботта как хорошего художника и одновременно инженера.

Награды Марио Ботта: Почетный член Американского Института Архитектуры (AIA) (1984), CICA Award (1989, 1993); Европейская премия в области культуры (1995), Почетный член Королевского Института Британских Архитекторов (RIBA) (1997), Кавалер французского Ордена Почетного Легиона (1999).

Материал © ARCHITIME.RU

Выполненные проекты Марио Ботта

Муниципальное казино. (Совместно с Джорджо Орсини) Кампионе-д’Италия, Италия (2007 г.)
Здание страховой компании Ethniki. Афины, Греция (2004-2006 гг.)
Оздоровительный центр Berg Oase. Ароза, Швейцария (2003-2006 гг.)
Церковь Спаса Нерукотворного. Турин, Италия (2001-2006 гг.)
Реставрация и реконструкция театра Ла Скала. Милан, Италия. (2002-2004 гг.)
Музей искусства компании Samsung. Сеул, Южная Корея (2002-2004 гг.)
Церковь Сериате. Сериате, Италия (2001-2004 гг.)
Моронская башня (Tour de Moron). Окрестности деревни Малерей, кантон Юра, Швейцария (2000-2004 гг.)
Винодельня Петра. Суверето, Италия (2001-2003 гг.)
Башня Kyobo. Сеул, Южная Корея (1999-2003 гг.)
Несущая стена
Оцените автора
Блог Четыре Стены
Добавить комментарий