Годы жизни: 1859 - 1926 года
Страна: Россия
Основная информация:
Фёдор (Франц-Альберт) Шехтель — знаменитый русский архитектор, один из основателей архитектурного стиля под названием «русский модерн». Одним из первых начал экспериментировать со смешением разноплановых архитектурных стилей. Работал с графикой, достиг успехов не только в архитектуре, но и в области сценографии. Кавалер 2 орденов: святых Анны и Станислава.
Биография
Федор Осипович Шехтель — родился в Петербурге 26 июля 1859 года. Семейство Шехтелей — баварские немецкие колонисты, которые иммигрировали в Россию еще в XVIII веке и осели в Саратове. Здесь они владели заводом по производству крахмала; многочисленными магазинами в 4-х крупных городах; несколькими домами и ткацкой фабрикой. Семья считалась состоятельной.
Отец Федора Шехтеля Осип окончил Петербургский Технологический институт, выучившись на инженера-технолога. Проживая в городе на Неве, он заключил брак с матерью Шехтеля — Дарьей Карловной Гетлиб. Семья невесты также была достаточно обеспеченной — купеческой. В этом союзе было рождено шестеро детей.
Когда маленькому Федору было 6 лет, семья перебирается в Саратов. Это произошло в 1866 году, а буквально через год он потерял отца с дядей, в результате чего семья оказалась в крайне бедственном положении.
Федора отправили в гимназию. Здесь будущий архитектор проучился 1 год, продемонстрировав рвение исключительно к черчению и рисованию. Он продолжил образование 4-мя классами бесплатного училища, которое окончил в 1875 году.
Окунуться в художественную жизнь юному Шехтелю позволил переезд его семьи в Москву. Здесь его мать нашла работу экономки у знаменитого коллекционера Павла Третьякова. Федор смог общаться с известными живописцами, архитекторами. Здесь же стартовала его деятельность под руководством Каминского, с которым он совместно запроектировал фасад Исторического музея.
Обучение живописи
1875 год ознаменовался зачислением юного Шехтеля в ряды студентов архитектурного отделения Училища живописи. Однако через 3 года его отчислили из-за постоянных пропусков занятий. Поскольку ему нужно было содержать семью и больную мать, Шехтель подрабатывал, как мог: оформлял сборники рассказов, иллюстрировал журналы и книги, создавал театральные афиши.
Юный оформитель был лично знаком и сработался с редакторами популярных журналов, а также с Тургеневым и братьями Чеховыми.
Тогда же стала известна его подпись «Ф.Ш.», которую Федор иногда расшифровывал как «Финь-Шампань».
Театр
1882 год принес Шехтелю знакомство и совместную работу с М. В. Лентовским. Знаменитый антрепренер помог ему открыть в себе талант театрального художника. Отличный вкус позволил автору создать полное оформление, начиная от облачения актеров и заканчивая сценическими декорациями, для целой вереницы постановок. Авторству Шехтеля принадлежат многие элементы оформления и костюмы, созданные специально для спектаклей Большого театра.
Театральный художник проявил себя в сфере архитектуры: организовал обустройство на территории Эрмитажа открытого театра под названием «Антей». Заведение вмещало до 1700 зрителей. В петербургском парковом комплексе «Ливадия» он оформил ресторан, для которого был выбран необычный в те времена стиль «а-ля Китай».
Церковная архитектура
Талант гения не оставил в стороне церковное направление. Хронология религиозных проектов архитектора выглядит так:
— 1887 г. — Михайловская церковь в Таганроге, строительство часовни;
— 1888 г. — оборудование усыпальницы семьи Лялиных (на территории Данилова монастыря);
— 1888 г. — памятник-часовня Морозова;
— 1894-1898 гг. — проектирование и воплощение внутренних интерьеров Данилова и Рождественского монастырей, церкви Иоанна Предтечи.
Частное строительство
Работая с церковными интерьерами, Шехтель не забывал о мирских потребностях соотечественников. В 1894-1898 гг. он создал множество купеческих домов, отдельных пристроек, загородных резиденций, дач. В число постоянных заказчиков молодого архитектора входили следующие знаменитые и состоятельные семьи:
— Дервизы — «короли» российских железных дорог. Выражаясь современным языком, заказали строительство «под ключ» более 5 домов в разных городах;
— Морозовы — состоятельные купцы, владельцы влиятельного торгового дома. Для них архитектор организовал строительство деревянной дачи и перестроил подмосковную усадьбу.
Государственная служба
Способности Шехтеля были оценены государством в начале 1884 г. Он получает от ТСК МВД свидетельство, согласно с которым ему разрешается работать в сфере гражданского и другого строительства, обустройства дорог. Спустя год, бывший отчисленный студент училища стал членом Московского общества архитекторов. Шехтель начал использовать подпись «техник архитектуры».
1898 год — развитие преподавательской деятельности архитектора. Он уже числится в штате Строгановского училища, где постоянно ведет лекции. Всемирная парижская выставка-смотр, проведенная на рубеже веков (в 1900 г.), добавила в шкатулку архитектора новый трофей — серебряную медаль.
1901 год принес Шехтелю чин академика архитектуры. Он подтвердил свое прошение успешным возведением нескольких отечественных выставочных павильонов в созданном им модном «неорусском» стиле для Международной выставки. Год спустя, с использованием аналогичных архитектурных концепций, под руководством академика был возведен московский Ярославский вокзал.
С 1900 по 1910 гг. под руководством Шехтеля были построены дома многих известных семей, которыми можно любоваться и сегодня.
Наконец-то популярный зодчий смог выстроить дом и собственному семейству. Возведение шехтельского подворья, расположенного на Большой Садовой улице, завершилось в конце периода — в 1909 году.
В это же время академик архитектуры на общественных началах реконструировал Художественный театр в Москве.
Революция
Недавно перешедший в православную веру архитектор оказался совершенно не готовым к революции. Привычный уклад жизни Шехтеля был разрушен до основания. Дом, в котором его семье удалось прожить совсем немного, попал под национализацию. Архитектор вновь начал переезжать из квартиры в квартиру.
Новая власть оценила профессионализм зодчего, свидетельством чего стали его назначения на разноплановые должности с громкими названиями. Традиционно, они сокращались в длинные, малопонятные простому рабочему аббревиатуры.
В постреволюционное время Шехтель много преподавал, участвовал в одних конкурсах и председательствовал в других. Однако времена и подходы к искусству изменились: из всех проектов его авторства в работу был принят только концепт выставочного павильона Туркестана, разработанный для Всероссийской сельхозвыставки.
Последние годы
Закат жизни Федор Шехтель встретил в печали и горестях, утратив источники средств для существования. Ходатайство искусствоведа и активного революционного деятеля А. В. Луначарского принесло ему нищенскую пенсию размером в 75 рублей… Бывший академик и талантливый архитектор ютился в коммунальной квартире в комнате дочери. Семья голодала, распродажа ценных произведений искусства не принесла значительной прибыли. Вера Шехтель (дочь зодчего) страдала от туберкулеза.
Скончался Фёдор Шехтель после тяжелой продолжительной болезни 7 июля 1926 года на даче в Петровско-Разумовском.