Годы жизни: 1737 (1738) - 1799 года
Страна: Россия
Основная информация:
Василий Иванович Баженов — знаменитый русский архитектор, график и живописец. Расцвет творчества архитектора пришелся на время царствования Екатерины II, а затем — Павла I. Баженова называют теоретиком архитектуры и основоположником русского классицизма. Работы архитектора имеют международное значение.
Биография
Одни источники утверждают, что выдающийся архитектор Баженов родился 12 марта (1 марта по старому стилю) 1737 года в селе Дольское (входило в состав Калужской губернии). Отец будущего академика архитектуры был псаломщиком. Вскоре после появления на свет сына семья перебралась в столицу. Другие источники свидетельствуют, что Василий Баженов появился на свет годом позже, в 1738-м, когда Баженовы уже проживали в Москве.
Любовь к рисованию проявлялась у Василия Ивановича Баженова с детства. Мальчик удачно изображал здания, храмы, церкви и другие архитектурные сооружения. Однако отец, желая направить сына по своим стопам, отправил его учиться на певчего в Страстной монастырь.
Но и здесь будущий архитектор продолжал рисовать. В 1753 году живописец-самоучка выполнил свою первую «заказную» работу — роспись под мрамор печных кладок восстановленного дворца Головина. Талант и настойчивость не достигшего 18 лет Баженова позволили ему успешно работать в технике офорта, которая принесла ему ранг живописца 2 класса.
Первые профессиональные шаги в качестве архитектора
Работа во дворце Головина преподнесла Василию Баженову еще один ценный подарок: здесь его заметил выдающийся русский архитектор Д. В. Ухтомский. В 1751 году он зачислил талантливого юнца в собственную архитектурную школу. Баженову был предоставлен статус вольного слушателя. Благодаря этому способный юноша мог выборочно посещать занятия, а в свободное время зарабатывать себе на пропитание.
Чаще всего подработку «подбрасывал» Баженову сам Ухтомский. Оценивая по достоинству талант Баженова, маститый архитектор направил юношу в уже знакомый ему Стретенский монастырь. Здесь планировалась установка Большого Креста с различными религиозными изображениями. Перед Баженовым была поставлена задача расписать Крест, разобрать и установить его.
1755 год принес Баженову статус студента Московского университета. Здесь трудолюбивый юноша начал осваивать иностранные языки, а к его занятиям живописью добавились архитектурные и скульптурные наработки. Лучше всего он заговорил на французском.
Протекция мецената И. И. Шувалова помогла только ставшему студентом Василию Баженову попасть на обучение в петербургскую Академию художеств. Начиная с 1757 года, наставником юноши был сам С. И. Чевакинский, прославившийся своими архитектурными работами в стиле барокко. Маститый архитектор по достоинству оценил Баженова и назначил его своим помощником во время строительства Никольского Морского Собора. Позже, в процессе углубленных занятий архитектурой, Баженова учили знаменитые зодчие того времени — Кокоринов, Де-ла-Мотт.
Французский и итальянский периоды
Баженову выпала честь оказаться лидером Академии Художеств. Василий Иванович стал первой «ласточкой» школы, которую в 1759 г. отправили в столицу Франции изучать архитектуру Европы. Здесь архитектор поступил во французскую Академию художеств, где под началом знаменитого де Девальи изучил все нюансы набирающего популярность классицизма. Спустя 2 года неутомимый студент перебрался в Италию, чтобы ознакомиться с подлинной античностью. В Риме ему вручили академический и профессорский дипломы.
1764-й — год возвращения во Францию. Известность за границей Василий Баженов получил благодаря созданию деревянно-пробочных моделей знаменитых парижских и римских зданий. Способности мастера принесли ему членство в академиях Болоньи и Флоренции.
Город на Неве
Годом позже Василий Иванович Баженов вернулся на родину. Здесь, в петербургской Академии художеств, архитектору было присуждено звание академика. Однако гарантированную предыдущим руководителем профессорскую должность новая власть Академии предоставлять архитектору не спешила. Архитектору было предложено выполнить академическую программу — создать увеселительный комплекс в Екатерингофе.
Несмотря на блестящее выполнение задания, профессорского звания и соответствующей должности Баженову так и не предоставили. Он написал заявление об увольнении с академслужбы. Годом позже, по протекции князя Орлова, стал служить в Артиллерийском ведомстве в качестве главного архитектора. Ему был присвоен капитанский чин.
Москва
В 1767 году В. И. Баженова ждал очередной переезд. В Москве, по заданию Екатерины II, 8 долгих лет архитектор создавал концепцию Большого Кремлевского дворца. Масштабный проект получил высочайшее одобрение, и в торжественной обстановке в 1773 году заложили первый камень будущего комплекса.
В этот период Баженов создал из дерева модель Большого Кремлевского дворца, которую везли на утверждение царице целых 120 саней. Однако проект не утвердили, а ставшая ненужной модель до сих пор хранится в Кремлевской Оружейной палате.
Авторству Баженова принадлежит развлекательный комплекс, возведенный для проведения торжеств по поводу русско-турецкого мирного соглашения на Ходынском поле. Дворцы, храмы, крепости и замки выполнены в технике смешения элементов 3-х стилей: классики, готики и российского Средневековья. Благодаря замыслу архитектора, прошедшие здесь празднества были особенно яркими и запоминающимися.
Опала
Очередное задание Екатерины II обрушило на Баженова гнев двора. 10 лет (с 1775 по 1785 гг.) архитектор возводил 17 строений будущей царской резиденции, которую планировалось разместить в Царицынском имении под названием «Черная Грязь». Выстроенные в стиле псевдоготики постройки не вдохновили царицу: она посчитала имение чересчур мрачным. В итоге центральные строения были полностью снесены. Восстановить их в другом виде поручили М. Ф. Казакову. Однако многие постройки Баженова сохранились.
Негативное отношение царицы к проекту имело политические причины: ей стало известно о членстве Баженова в «кружке Новикова». Архитектор передал будущему императору Павлу информацию о том, что столичные масоны выбрали его верховным мастером. Это изменило статус архитектора с придворного на опальный. По приказу царицы его прогнали со службы.
После столь сложного периода, 1784-й год стал годом профессионального триумфа Баженова. Ваганьковский холм украсило лучшее творение баженовского гения — дом Пашкова. Даже сегодня его признают одним из самых красивых столичных строений. Архитектурный комплекс, состоящий из трехэтажного главного корпуса с разноуровневыми флигелями и пристройками, выглядит как дворец. Дом Пашкова — это архитектурный шедевр, полюбоваться которым сегодня может каждый.
Но вмешательство Екатерины II в судьбу Баженова в итоге оказалось трагическим. 8 лет самоотверженной работы над ненужным концептом Большого Кремлевского дворца плюс 10 лет, посвященных строительству разрушенной в скором времени Царицынской резиденции, спровоцировали затяжную депрессию и подорвали здоровье гения.
Покровительство императора
1792 год ознаменовался очередным переездом В.И. Баженова в Санкт-Петербург. Здесь он вновь служит в Адмиралтействе.
Павел I не забыл Василия Баженова. Получив власть, он сделал его действительным статским советником. Это произошло в 1796 году. Карьера зодчего пошла вверх, и спустя 3 года, согласно императорскому указу, он занял пост вице-президента петербургской Академии художеств. Император поручил новоиспеченному вице-президенту провести полномасштабное исследование проектов отечественных архитекторов и курировать талантливых отечественных художников.
Однако скоропостижная кончина Василия Ивановича Баженова 2 августа 1799 года не позволила воплотить планы императора в жизнь.