Первоначальный проект дома «Мезон Бордо» (Maison Bordeaux) был разработан бюро ОМА в 1994 году. Но прежде чем началось строительство, обстоятельства изменились. Заказчик, Жан-Франсуа Лемуан (Jean Francois Lemoine), попал в серьезную автомобильную катастрофу и был парализован ниже пояса. Через два года после несчастного случая он обратился к руководителю бюро ОМА Рэму Колхасу за новым проектом. Лемуан хотел другой дом, чтобы тот соответствовал его особым физическим ограничениям, но в то же время был домом для всей семьи. Он хотел решения, которое могло сочетать эти две параллельные жизни: здание не должно было быть просто домом инвалида, но стать разнообразной и удивительной вселенной, творческим сценарием, по которому разворачивалась бы его повседневность. Лемуан не хотел простой дом: «Вопреки тому, что вы ожидаете, я хочу сложный дом, поскольку дом определяет мой мир».
По новому проекту «Мезон Бордо» был построен в 1998 году. Дом предназначался для семейной пары и их троих детей. Он расположен на невысоком холме в пяти километрах от города Бордо. С вершины холма открывается прекрасный панорамный вид на город и ближайшую реку. Дом окружен парком в английском стиле. Это идеальное место для спокойной, размеренной жизни: в пределах этой местности нельзя строить здания выше 9 метров и использовать яркие, кричащие цвета, которые нарушали бы умиротворяющую панораму окружающих ландшафтов.
Рем Колхас предложил довольно простую форму, но которая была сложна с позиции организации интерьера и конструктивных решений. Это был коллаж из трех разных объемов, наслоенных один на другой, каждый со своими уникальными характеристиками и пространственными решениями. Три разных уровня обладают разной природой восприятия и четким визуальным разделением функционирования.
Нижний этаж буквально врезан в скалистый холм и воспринимается как тяжелое, бетонное основание дома. Весь объем уровня разделен на два блока большим внутренним двором. В первом находятся пространство главного входа, кухня, прачечная комната, винный погреб и небольшой гостевой зал с телевизором. Одна сторона блока погружена в холм, а другая — стеклянная, абсолютно прозрачная стена, выходит во внутренний двор. Во втором блоке — два жилых номера для гостей или прислуги, разделенные небольшим патио с видом на главный внутренний двор.
Средний этаж привлекает больше всего внимания. Главное помещение в нем — гостиная. Весь уровень ограничен стеклянными стенами, которые заставляют интерьер исчезнуть, максимально сблизиться с окружающим садом. Это самая прозрачная часть дома, но одновременно и самая населенная: тут происходит множество разных семейных мероприятий и всевозможных встреч. Раздвижная стеклянная стена позволяет прямо из гостиной выйти на террасу, на крыше первого этажа.
Верхний этаж нависает большой консолью над террасой второго этажа. Он, как и нижний — непрозрачный. Его бетонные стены позволяют скрыть от окружения приватные аспекты жизни. Этаж разделен на спальни супружеской пары и детские. Однако, в отличие от нижнего уровня, стены пронизаны круглыми отверстиями окон-иллюминаторов. Они врезаны на разных уровнях и предлагают зрителю разные фрагменты окружающих ландшафтов.
Главной идеей проекта, по словам Колхаса, было создать «летающий» дом — бросить вызов общепринятым безопасности и устойчивости. Благодаря консоли третьего этажа и наложению субстанциально разных уровней друг на друга появляется нужный эффект — дом приобретает особую легкость, отрывается от земли и плывет по воздуху. Необходимую инженерную конструкцию Колхас поручает разработать инженеру Сесилу Бэлмонду (Cecil Balmond), который на тот момент возглавлял инженерное бюро Arup.
Бэлмонд замечает, что придать легкость зданию давно не оригинальная идея в архитектуре. Новым в проекте, по его мнению, является попытка найти способ поднять наверх целый этаж, не обращаясь при этом к видимым, а значит «тяжелым» конструктивным решениям. Бэлмонд указывает, что Вилла Савой, хоть и является изящным примером легкости, была поднята в воздух с помощью многочисленных опор, которые редуцируют сам эффект левитации.
Бэлмонд решает проблему левитации иным образом. Он превращает верхний этаж в огромную консоль, которая имеет, как «стол», одну основную опору — металлический цилиндр, который проходит по центру здания через три этажа и скрывает в себе спиральную лестницу. Но стены консоли не опираются непосредственно на цилиндр. На крыше была размещена балка, которая через стержни, погруженные в бетонную стену, несет на себе вес консоли. Балка опирается на металлический цилиндр, а для равновесия через балку проходит металлический трос, один конец которого закреплён в земле, чтобы стабилизировать неустойчивость балки на одной опоре. В добавление к цилиндру, задняя часть консоли на уровне второго этажа удерживается L-образной балкой.
Здание не имеет повторяющейся на всех этажах системы пространственной организации, все три объема очень разные. Это вызывает некоторое недоумение — возникает вопрос, как человек с ограниченными возможностями может жить в таком пространственно-сложном образовании. Важным элементом дома, который отчасти снимает это противоречие, является лифт. Но это не просто лифт для вертикального соединения между этажами, это комната, которая предоставляет легкий доступ ко всему дому. Это платформа 3 на 3.5 метра, которая движется с помощью гидравлического поршня. Она выполнена как кабинет для хозяина и позволяет попасть из кухни, в гостиную и далее в спальню, не выходя из-за рабочего стола. Платформа может двигаться вертикально через весь дом, что позволяет переосмыслить рабочее пространство кабинета, как любое место, где может остановиться лифт. Стены вокруг платформы сделаны как библиотека, так что господин Лемуан может легко добраться до своих книг, поднимаясь вверх и вниз в своем кабинете. Лифт становится ключевым пространством для всех жителей, его движение постоянно меняет архитектуру. Машина оказывается сердцем дома.
«Мезон Бордо» мастерски придуманное пространство, которое значительно превзошло ожидания и желания клиентов. Сейчас здание остается приватным пространством, недоступным широкой публике, однако, несмотря на подобную изоляцию «Мезон Бордо» остается ключевым для архитектуры сооружением, в котором технологии встречаются с архитектурой. Благодаря умению создавать простые и изящные вещи, наполненные пространственной и технологической динамикой в доме «Мезон Бордо» Рему Колхасу и Сесилу Бэлмонду удалось предоставить новое понимание фразы «дом — машина для жилья».