Голландский павильон, спроектированный бюро MVRDV, был самым заметным событием и визитной карточкой международной выставки Экспо 2000 в Ганновере. Здание отразило сущность страны и ее специфический опыт в освоении проблемных ландшафтов и высокой плотности заселения. Здание является искусственным, многоуровневым парком, в котором каждый из шести уровней павильона демонстрирует особое существование ландшафта Голландии. Павильон стремится сохранить не только место, но и энергию, время, воду, инфраструктуру. Это своего рода мини-экосистема, которая демонстрирует поиск решений в ожидании экологического апокалипсиса будущего.
С 1 июня по 31 октября 2000 года, в Ганновере (Германия) прошла международная выставка Экспо. Главной ее целью было создать модель будущих сбалансированных отношений человека, природы и технологии, решить проблему успешного сосуществования более чем 6 миллиардов человек на планете. Девиз выставки звучал так: «человек, природа, технологии — дом нового мира», а главными темами были возобновляемые ресурсы, вторичная переработка, перенаселение.
Голландский павильон, спроектированный бюро MVRDV, стал самым заметным событием и визитной карточкой этой выставки, так как специфическим образом поставил вопросы человеческого существования. Может ли перенаселению сопутствовать рост качества жизни? Какие действия должны быть осуществлены, прежде чем плотность населения превысит допустимую норму, а нехватка ресурсов приведет к невозможности запоздалой реакции? Можно ли утверждать возникновение «новой природы» в буквальном или метафорическом смысле?
Кроме того, голландский павильон отразил сущность страны и ее специфический опыт. Голландия — небольшая, густонаселенная страна с высокими стандартами жизни и крепкой демократической традицией. Она является прекрасным примером формирования пространства, исходящим из жизненной необходимости: на протяжении своего существовании она снова и снова отвоевывала свою территорию у моря. Быстрый рост плотности населения, нехватка места и ресурсов давно стали глобальными проблемами, и вполне возможно, что в ближайшем будущем, многим странам будет необходим опыт пространственного развития Голландии.
Здание павильона представляет собой сооружение в шесть этажей. Каждый уровень демонстрирует особое существование ландшафта Голландии. Павильон является искусственным, многоуровневым парком, где в вертикальном порядке были сложены различные природные состояния. Голландцы расширили природу по вертикали, сделав ее полностью искусственной. Так они показали возможность сосуществования технологии, природы и человека, которые могут прекрасно дополнять друг друга, а не исключать.
Криволинейные стены первого уровня образуют «ландшафт пещер». На следующем этаже посетитель попадает в «ландшафт оранжерей» или «агрокультуры» — пространство, которое демонстрирует союз агрокультурного производства и высоких технологий. Далее по вертикали следует «ландшафт горшков», который изначально в проекте назывался «устрица» благодаря форме размещенного здесь сооружения для охлаждения воды и пандусам, которые уже при реализации исчезли. На этом уровне на большие горшки (для деревьев этажом выше) проецировались различные цифровые изображения. Следующий «лесной ландшафт» населяют настоящие большие деревья, для которых была разработана специальная система полива. «Ландшафт дождей» — единственное закрытое пространство с большим экраном под потолком с поддержкой аудиовизуальных сообщений. На самом верхнем этаже — «ландшафт польдеров» или «вода», на котором привычный Голландии ландшафт с польдером обрамлён огромными ветряными мельницами.
Архитекторы MVRDV в голландском павильоне изобрели новый, экспериментальный тип сооружений. Здание стремится сохранить не только место, но и энергию, время, воду, инфраструктуру. Это своего рода мини-экосистема, которая демонстрирует поиск решений для будущей нехватки ресурсов. Павильон — минимальный набор для выживания человека в ситуации апокалиптического будущего. Но кроме попытки разрешения глобальных проблем, павильон также служит символом многогранности и разнообразия общества, репрезентирует возможность сцепления и комбинирования подобного разнообразия в некоторое единое, функционирующее целое.
Идея голландского павильона находит свое основание в особом способе существования небоскреба, описанной Ремом Колхасом. В 1909 году в мартовском журнале «Real Estate Number» А.Б.Волкером было опубликовано карикатурное изображение загородных домов установленных на вертикальной, многоуровневой конструкции. Изображение было подписано так: «Купите уютный коттедж на наших стальных конструкциях менее чем в миле от Бродвея. Только десять минут на подъемнике. Все удобства жизни за городом, без её недостатков». Это изображение в книге «Нью-Йорк все себя» Колхас использовал как демонстрацию своей «теоремы, описывающей идеальное представление небоскреба»: тонкая стальная конструкция, которая поддерживает множество горизонтальных уровней с очень разными сюжетами жизни. Каждый из этих уровней трактуется как особое место, существующее вне зависимости от других. Дома на платформах показывают различные социальные и культурные устремления, выражают смену архитектурных стилей в соответствии с разным образом жизни. Каждый уровень, на котором оказывается подъемник, имеет свою идеологию, но все это должно быть поддержано абсолютным нейтралитетом и безличностью конструкции.
Голландский павильон является последовательным развитием идеи небоскреба, но взаимодействует уже с современным контекстом и его актуальными проблемами: экологией, перенаселением, нехваткой ресурсов и энергии. Голландское бюро MVRDV в павильоне на Экспо 2000 с помощью исторического языка архитектуры решает проблемы взаимоотношений между природным и искусственным.
Но последующая судьба этой постройки отличается от ее изначальной утопической идеи. В 2000 году проведение Экспо в Ганновере не было воспринято с большим энтузиазмом. Количество посетителей было гораздо меньше, чем ожидалось. Проведение выставки в небольшом, провинциальном городе, что было обусловлено политическими размышлениями, оказалось непривлекательным. После окончания Экспо уровень безработицы сильно вырос, люди начали покидать Ганновер. Никто в такой ситуации не стал инвестировать в поддержание площадки, ни одно здание позже не было использовано. Многие были разобраны, кроме голландского павильона, который остался стоять одиноко посреди заброшенного ландшафта. Сейчас эта картина напоминает последствия взрыва ядерной бомбы. Вокруг здания были возведены заборы, лифты, деревья и ветряки были разобраны, здание заселили птицы. Утопия превратилась в антиутопию, а изображение будущего стало символом апокалипсиса. Сейчас голландский павильон продается на eBay, в качестве недостроенного и заброшенного здания.