Музеи в современном мире являются выражением коллективного опыта, рефлексией нашего понимания мира. Они производят знания и культуру, хранят архивные данные, интерпретируют исторические ценности, стимулируют интерес к наукам, создают возможность обмена опытом и знаниями. Как инструмент социальных изменений музеи обладают потенциалом формировать нашу картину мира.
Перед лицом серьезных экологических вызовов становится крайне важным осознание зависимости человека от сложных природных систем, в которые он оказывается включен. Музеи, посвященные природе и науке, начинают играть ключевую роль в расширении понимания этих сложных систем и их влияния на нас.
Так музей природы и науки Перот, спроектированный лауреатом Притцкеровской премии Томом Мейном (бюро Морфозис), является прекрасным примером того, как музей оказывается площадкой социальных и культурных трансформаций. Совсем недавно в 2016 году это здание получило премию Американского института архитекторов (AIA), что подчеркивает его значимость.
Музей расположен в Парке Победы (Victory Park) в Далласе, штат Техас. Он задуман как особая образовательная институция, дополняющая общую культурную ткань города. Музей стремится привлечь предельно широкую аудиторию, наполнив повседневность жителей города яркими впечатлениями.
Здание музея стремится соответствовать высоким стандартам устойчивого проектирования. Использование новых технологий позволяет зданию минимизировать свое воздействие на окружающую среду. Том Мейн акцентирует, практически во всех своих постройках, экологическую сторону проектирования, много внимания уделяя минимизации потребления энергии.
«Через интерактивную среду музея, которая активно вовлекает зрителей в процесс, музей должен пробуждать интерес к науке». Так артикулирует главную задачу музея сам Мейн. Архитектура музея, вопреки общим представлениям, не является нейтральным фоном для экспонатов. Здание стремится стать инструментом коммуникации, само становится экспонатом.
Форма основного здания задумана как большой куб, парящий над низким, горизонтально-ориентированным постаментом. Четыре тысячи квадратных метров волнообразной крыши этого основания представляют собой разнообразные ландшафты Техаса. Двигаясь вокруг здания, посетители попадают то на пустынную территорию, покрытую плитами из свойственных Техасу геологических пород и местной растительностью, то оказываются у ручья в тени хвойных деревьев. Крыша демонстрирует собой живую систему, которая способна развиваться естественным для нее образом. Так музей стремится показать свое уважительное отношение к контексту, выразить свою рефлексивность.
Криволинейная крыша от входной площади поднимается вверх, приглашая посетителей зайти внутрь здания. Волнообразный потолок в вестибюле зеркально отражает динамизм экстерьера, стирая границу между внешним и внутренним. Двигаясь далее, внутрь от входа, посетитель попадает в открытое пространство освещенного атриума, в котором размещена вся коммуникационная структура здания: лестницы, эскалаторы и лифты. В другом своем проекте, новом учебном корпусе Колледжа Купер-Юнион, Мейн также обращается к схеме с освещенным атриумом. Особой для восприятия выразительности обеих построек архитектор добивается совмещением привычной прямоугольной планировочной структуры с криволинейной формой атриума и фасада.
Серия эскалаторов, размещенных в атриуме, с первого этажа переносит посетителей на верхний уровень музея. Они попадают на полностью остекленный балкон, с высоты которого открывается прекрасный вид на центр Далласа. Отсюда посетители начинают спускаться вниз по спирали, через галереи, попадая каждый раз в атриум, который соединяет их попеременно, то с внутренним выставочным пространством, то с внешней жизнью города за пределами здания. Музей становится частью города, принадлежит и активизирует город, а тот в свою очередь является одним из лучших его экспонатов.