В 1923 году на Пятой Панамериканской конференции было принято решение поставить памятник Христофору Колумбу. Через пять лет был объявлен международный конкурс, участие в котором приняли архитекторы из 45 стран.
От Советского Союза было выдвинуто несколько проектов, демонстрировавших богатство идей и стилистическую зрелость советской конструктивисткой архитектуры. Одним из них был гигантский мобиль Константина Мельникова.
Творчество Мельникова как нельзя лучше укладывалось в парадигму конструктивизма, требующего постоянного прогресса.
Оно являло смелые эксперименты в области совмещения формы и конструкции. За 80 лет до Дэвида Фишера советский архитектор предлагал создать динамичную архитектуру. В своих работах Мельников выдвинул множество разнообразных новаторских конструктивных решений, в числе которых были первые проекты кинетической архитектуры.
Конструкция памятника-маяка Колумбу предполагала два совмещенных конуса. Основную проблему вызывал способ их соединения. Первоначально конусы соприкасались остриями вершин, их стык предполагалось укрепить цилиндрическим залом из стекла. Подобная конструкция оказалась невозможной, поэтому в окончательном проекте памятника-маяка конусы сильно врезаны друг в друга. Вращение верхнего конуса должно было осуществляться с помощью крыльев под воздействием ветра. Крылья, окрашенные в разные цвета, были сконструированы таким образом, что они максимально противостояли ветру и обеспечивали устойчивость всего сооружения. Вращение крыльев меняло не только объемно-пространственную композицию, но и цветовое решение монумента.
В нижнем, неподвижном объеме маяка предполагался зал, в центре которого был небольшой прозрачный конус, где помещалась урна с прахом и статуя Колумба. Этот малый объем должен был омываться дождевой водой, падающей на него из верхнего конуса, как из воронки. Сброс воды мог регулироваться вращением крыльев. Они, находясь в определенном положении, передавали воду турбине, которая поворачивала статую под разными углами.
Однако новаторское предложение Константина Мельникова было отклонено жюри конкурса, поэтому единственным проектом из СССР стал проект Николая Лансере.