При строительстве гаража особое внимание необходимо уделять конструкции фундамента. Это связано с тем, что он испытывает нагрузку не только от стен и крыши, а и от автомобиля. Причём последний фактор является наиболее существенным, так как на единицу площади приходится максимальная нагрузка, которая должна распределяться равномерно по всей площади основания. Поэтому фундамент для гаража своими руками должен возводиться разумно с тщательно продуманными этапами и с соблюдением всех технологий строительства.
Этап планирования
На этапе планирования строительства гаража необходимо в первую очередь изучить особенности местности для застройки. Этот фактор является определяющим при выборе типа конструкции основания. Если слои грунта оказываются слабыми, сыпучими либо вблизи поверхности земли находятся грунтовые воды, то фундамент должен быть выполнен в виде свай или «плавающий» на основе монолитной железобетонной плиты. Во всех остальных случаях наиболее выгодным окажется ленточный тип основания, так как он является устойчивым, надёжным и может выдерживать значительные нагрузки без деформаций.
Затем нужно создать чертёж объекта с учётом размера автомобиля и обустройства достаточного пространства для хранения запчастей и инструментов. На этом же этапе производится расчёт несущей способности фундамента для того, чтобы подобрать необходимый материал для стен. После подбора материалов и, зная размеры гаража, составляется смета затрат и приступают к подготовительным работам.
Подготовительный этап
Перед тем как сделать фундамент для гаража своими руками необходимо провести подготовительные работы. Сначала производится разметка площадки под гараж, а по углам будущего объекта забиваются колышки. Затем вручную или при помощи спецтехники счищается плодородный слой земли на глубину не меньше 30 см. После этого приступают к земляным работам под установку определённого типа фундамента.
В случае ленточной конструкции на установленные колышки натягивают плотную верёвку по периметру. Затем, зная толщину стен, размечают внутренний периметр основания аналогичным способом. По периметру гаража выкапывают траншею на глубину ниже промерзания грунта, но не менее 70 см. Ширина стенок фундамента должна быть в пределах 40-50 см. На дно засыпают песчано-щебневую подушку с толщиной каждого слоя не менее 30 см и последовательным трамбованием каждого из них.
Желательно использовать песок очищенный речной, так как он имеет высокую плотность и будет гарантированно обеспечивать надёжную основу для гаража. Чтобы трамбовать было легче, песок проливают водой. Сверху него засыпают слой гравия с крупными фракциями до 10 мм, а затем щебень с размерами до 4 мм. Такой подход обеспечит существенную экономию бетона при заливке раствора и снизит степень усадки.
На дно траншеи вдоль стен устанавливают опалубку. Рекомендуется использовать для этих целей сталь, так как она не будет впитывать воду из раствора и ухудшать его прочностные характеристики. Но если такой возможности нет, то поступают следующим образом: из прочных досок сколачивают опалубку, а внутреннюю её часть прокладывают слоем гидроизоляции.
Между стенками опалубки следует установить армирующую сетку на основе стальных прутьев диаметром более 12 мм. Основным нюансом является её расположение внутри бетона без контактирующих внешних частей с грунтом или атмосферой. Поэтому выполняют обвязку конструкции на ровной поверхности, а затем опускают её на дно траншеи. Чтобы избежать контакта с грунтом устанавливают готовые маячки либо изготавливают их самостоятельно путём замешивания небольшого количества бетонного раствора. Пропорции песка, цемента и воды берутся в отношении 3:2:1.
На следующем этапе надёжно фиксируют стенки опалубки, чтобы она под большим весом раствора не разгерметизировалась и не разрушилась. Для этого их соединяют поперечными перекладинами из бруса сечением не менее 50х50 мм.
Бетонные работы
Выполнять бетонирование фундамента следует при температуре окружающей среды выше +50С поскольку в состав раствора входит вода. Однако рекомендуемый интервал составляет от +150С до +250С.
Замешивать бетон на фундамент под гараж своими руками не рекомендуется по следующим причинам:
- необходимо замесить раствор в больших количествах и залить его с перерывом не более 10 минут;
- поэтапная заливка создаст массу напряжений в бетоне и вероятность его разрушения существенно увеличится;
- для получения однородного состава бетона потребуется аренда весьма дорогостоящей спецтехники.
Исходя из этих соображений наиболее выгодным окажется заказ бетона на ближайшем заводе по производству бетона и доставить его бетономешалкой в необходимых количествах. Это будет гарантировать качество раствора, а фундамент сможет набрать прочность, максимально близкую к расчётной.
Для фундамента используют бетон марки не хуже М400. Исключение могут составлять случаи, когда стены и крыша не создают существенной нагрузки на основание.
Бетон заливают в полном объёме в пространство между опалубками. Одновременно используют вибраторы для устранения в бетоне воздушных пузырьков.
Через неделю снимают опалубку, а поверхность бетона при необходимости смачивают водой с интервалом не менее суток. Чтобы предотвратить излишнее намокание фундамента во время дождей его следует накрыть полиэтиленовой плёнкой или рубероидом.
Усадка конструкции составляет не менее полугода, а полное застывание бетона – до 90 дней в зависимости от влажности воздуха и температуры окружающей среды. То есть строительство гаража продолжают по истечении 6 месяцев.
Заключение
При строительстве гаража следует правильно спланировать все этапы работ. Залить фундамент под гараж своими руками можно за несколько дней с учётом подготовительных работ. Однако дальнейшее строительство будет приостановлено минимум на полгода, так как раствор должен будет набрать прочность, а также произойти усадка.