После завершения строительства любого типа крыши наступает следующий этап работ, заключающийся в выполнении подшивки карниза, которая необходима для завершения формирования внешнего вида фасад здания, а также защиты подкровельного пирога от попадания влаги или задувания ветра. Важным фактором, влияющим на конечный результат, является правильный выбор подходящих материалов, а также соблюдение технологии их установки.
Особенности карнизов
Карниз представляет собой выступ от стен здания, образованный стропилами крыши. Его конструкцию планируют во время создания проекта кровли. Существует два вида карнизов:
- Фронтальный. Формируется на одно- или двускатных крышах в торцевых частях либо над балконными свесами. Наиболее подвержен воздействию влаги.
- Боковой. Образуется всеми наклонными плоскостями кровли за пределами стен объекта. Их расстояние от стен составляет в большинстве случаев от 0,5 до 0,7 м, в зависимости от площади крыши.
Основной функцией карниза является защита подкровельной части от атмосферных воздействий. Но при этом он не должен быть герметичным, а обеспечивать эффективную вентиляцию с целью предотвращения образования конденсата под кровельным материалом и порчи изоляционных слоёв. Вентилирование достигается при движении воздушных масс от карниза к коньку. Однако существует важный нюанс – фронтальные карнизы требуют полной герметизации для образования тяги под скатами и эффективного теплообмена с внешней средой.
Выбор материала
Прежде чем подшить карниз крыши, необходимо понять какие материалы для этого существуют и как правильно выбрать из них подходящий. В основном внимание уделяют не только эстетическим, а и эксплуатационным характеристикам. Наиболее часто применяют следующие материалы:
- Вагонка. Обладает минимальным сроком службы, по сравнению с другими материалами, и поэтому требует периодической покраски для защиты от внешней среды. Однако при этом она изготавливается из натурального дерева, легко обрабатывается и способна обеспечивать оптимальный микроклимат.
- Сайдинг металлический оцинкованный. Обладает минимальным весом, длительным сроком эксплуатации, высокой устойчивостью к внешним воздействиям. От конденсата он не защищает и поэтому при неправильном монтаже становится причиной его образования. Со временем при нарушении защитного слоя на поверхности образуются потемнения и ржавые пятна. Обладает высокой степенью термического расширения, поэтому его применяют редко.
- Виниловый сайдинг. Отличается простотой монтажа, сроком эксплуатации до 50 лет без потери механических или эстетических свойств. Имеет большое количество расцветок, так что подобрать подходящую не составит труда.
- Софит. Специально предназначен для подшивки карнизов. Имеет перфорированную поверхность: центральную или равномерно распределённую. Такая конструкция позволяет обеспечить качественную вентиляцию и не создаст проблем при монтаже. Изготавливается из винила, алюминия, меди, оцинковки.
Выбор материала основывается на получении максимального совпадения свойств с кровельным настилом с целью обеспечения не только качественного внешнего вида, а и температурного расширения, чтобы при нагреве конструкцию не повело, и она не деформировалась, а также имела длительный срок эксплуатации.
Подготовительные работы
Подшив карнизов крыши выполняется на специально подготовленный каркас. Обычно для этих целей применяют обрезные доски 40 мм толщиной. Их закрепляют вдоль скатов между стеной здания и нижним краем стропил. В некоторых случаях допускается крепление на вертикальную доску, закреплённую к стене. Способ крепления подбирают наиболее подходящий: саморезы при креплении к деревянным конструкциям либо дюбели, если нужно выполнить монтаж к стене. В некоторых случаях для усиления конструкции применяют стальные уголки. Интервал точек креплений равен расстоянию между стропилами, то есть 1-1,5 м.
Подшивка сайдинговыми панелями
Сайдинговые планки устанавливаются на специальные планки. Каждая компания-изготовитель комплектует ими свои изделия. Поэтому при приобретении материала достаточно знать, какую площадь карниза необходимо закрыть.
Перед тем как подшить карниз необходимо произвести закрепление J-образной планки вдоль свеса на саморезы, а вдоль стен F-профиль. При этом учитывают, что при нагреве металл может расширяться и вкручивание производят в примерно середину отверстий. Уровнем промеряют правильность положения планок и при необходимости корректируют, поскольку перекосы даже незначительные не дадут нормально установить внешние планки.
Затем производят измерение ширины карнизного свеса, а от полученного значения вычитают 6 мм, который предназначен для зазора на возможное расширение металла при нагреве. По отмеренному значению производят нарезку софитов. Подготовленные планки в момент установки необходимо немного загибать, чтобы они входили в пазы, а затем их распрямляют и прикручивают на саморезы. Углы подрезают под углом 45°, а сайдинг уменьшают по длине, чтобы обеспечить плотное прилегание планок. Соединение на углах здания осуществляют на H-профиль.
После завершения набора планками устанавливают декоративные доборные элементы, которые будут закрывать от внешней среды крепежи.
При работе с сайдингом необходимо выполнять следующие требования:
- Закрепление относительно стен здания должно производиться в перпендикулярном направлении.
- Оптимальные размеры креплений: диаметр шляпок 8 мм, а ножек – 3 мм. Их прикручивать с затяжкой строго запрещается.
- Минимальное расстояние между креплениями должно быть до 400 мм.
- Перед тем как подшить карниз сайдингом нужно убедиться в том, что температура окружающей среды составляет выше -15°С. При более низких температурах монтаж проводить запрещено, так как конструкцию может повести или создадутся деформации при нагреве воздуха.
- Нарезание планок выполняют при помощи ножниц по металлу, ножом или циркулярной пилы с зубьями, расположенными в сторону от вращения диска.
Подшивка вагонкой
Поскольку вагонка изготавливается из древесины, то при её выборе необходимо убедиться в том, что она высушена должным образом и в ней полностью отсутствуют дефекты: сучковатость, трещины, недостаточная обработка от снятия коры и т.д. Если подшивать карниз сырыми досками, то в течение нескольких месяцев конструкцию поведёт или образуются обширные трещины по длине.
Перед монтажом нужно выполнить качественное утепление кровли, установить слои паро- и гидроизоляции. Затем проверяют длину стропил на боковых карнизах, чтобы она была одинаковой. Это нужно выполнять для обеспечения параллельности подшивки к стенам дома. Если оказалось, что длина неодинаковая, то в местах её нехватки следует провести наращивание при помощи брусков с аналогичным стропилам размеров. Для упрощения выравнивания карниза по краям скатов вкручивают саморезы с длиной в 10 см, а на шляпки натягивают плотную верёвку.
На следующем этапе проводят закрепление обшивки. Для этого прикручивают первую доску вертикально, чтобы нижний край оказался на уровне стропил. Вторая планка крепится между установленной доской и стропилами с выравниванием по нижнему краю. Этот способ позволяет выполнить основу для обшивки под скатом.
На подготовленный каркас проводят установку обшивки. Для этих целей используют доски толщиной 10-20 мм с ровными и гладкими краями. Подшить карниз вагонкой, в отличие от сайдинга, можно не только в перпендикулярном к стене направлении, а и параллельном. Однако не стоит забывать о необходимости вентилирования подкровельного пространства и через каждые полтора метра устанавливать вентиляционные решётки.
Заключение
Подшивка карниза крыши выполняется относительно просто и не потребует наличия опыта проведения подобных работ. Одним из основных составляющих успешного проведения работ является правильный подбор материала в зависимости от климатических особенностей, эстетичности их вида, а также стоимости стройматериалов в конкретном регионе.